Противодействие коррупции

Приказ о создании комиссии по противодействию коррупции

Положение комиссии по противодействию коррупции

План мероприятий по реализации программы «Антикоррупционное воспитание»

Программа антикоррупционного воспитания

Антикоррупционные меры

Основные положения противодействия коррупции в сфере образования

Понятие «коррупция» раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым «коррупция»– это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение перечисленных в п. «а» деяний от имени или в интересах юридического лица.
Кроме того, в указанном Федеральном законе определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Основными принципами противодействия коррупции являются:
— признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
— законность;
— публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
— неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
— комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
— приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
— сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Правовую основу противодействия коррупции составляют:
— федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов;
— общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);
— законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— муниципальные правовые акты.
1. Нормативные правовые акты федерального уровня
Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует назвать:
– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
– Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
– Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
– Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 гг. и др.
Минобрнауки России в рамках своей компетенции приняло ряд приказов, направленных на предупреждение коррупции:
– приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»;
– приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации»;
– приказ от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» и др.
Говоря о механизмах противодействия коррупции, заложенных в  Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций, более детально урегулированный правовой статус образовательных организаций, а также правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Родителям (законным представителям) предоставлены возможности более активно участвовать в организации учебного процесса (что делает его более открытым и, соответственно, снижает коррупционные риски): выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (формы учета высказанного мнения при этом Федеральным законом не оговариваются). Закреплен базовый принцип, согласно которому родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь; при этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность. Следует отметить, что на данный момент специальной ответственности родителей (законных представителей) в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено; будут действовать общие нормы, в частности нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.25, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), а также нормы Семейного кодекса (ст. 76), предусматривающие ответственность родителей за уклонение от выполнения обязанностей в виде лишения родительских прав.
В числе новелл, снижающих коррупционные риски, можно упомянуть, в частности, запрет в отношении педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

 

Программа«Антикоррупционное воспитание»

В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное  прежде всего миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями. Данный вид преступления изучается на уроках права, обществознания, граждановедения. К моменту окончания школы обучающиеся получают целостное представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и мере наказания (на уроках права).   Ориентация обучающихся на идеалы справедливости, честности, порядочности в системе нравственного воспитания школьников обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения обучающихся в целом.
               Цели и задачи программы
Цель: воспитание  ценностных установок  и развитие  способностей, необходимых для формирования у обучающихся  гражданской позиции относительно коррупции.
               Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении должна стать антикоррупционная  нравственно-правовая культура обучающихся как одна из духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Ожидаемый результат – сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.
               Задачи антикоррупционного воспитания:
• дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
• научиться распознавать коррупцию;
• сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки  данного социального явления с опорой на принцип историзма;
• сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для  формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и  моральноэтическими  нормами;
• стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
• формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
• продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
• воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к  демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что  происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок;   постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной
и культурной компетентности и т.п.);
• способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически   мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными,   финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески,   инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя    ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать,  конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в   жизни лицея, местной общественности, общества, при необходимости   брать на себя роль лидера и т. д.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.
Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.

 

Примерный план мероприятий по реализации программы

«Антикоррупционное воспитание»

п/п

Мероприятие Классы дата Ответственные
1.      1. Разработка планов воспитательной работы классных руководителей с включением мероприятий антикоррупционной направленности 1-9 сентябрь Классные руководители, воспитатели
2.       2. Проведение классных часов и воспитательных мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией 1-9 9 декабря Классные руководители, воспитатели
3.       3. Конкурс  сочинений «Будущее моей страны – в моих руках 8-9 ноябрь Социальный педагог
4.       4. Акция «Скажем коррупции нет»  7-9 декабрь Заместитель директора по УВР
5.       5. Конкурс  рисунков  и плакатов антикоррупционной направленности 5-9 апрель Социальный педагог
6.       6. Всеобуч для родителей «Правовое и антикоррупционное воспитание детей» 1-9 1 раз в год Заместитель директора по УВР
7.       7. Планирование совместной  работы  с правоохранительными органами Ежегодно

Социальный педагог

 

 

 Ссылки

Министерство внутренних дел Российской Федерации (обратная связь для сообщений о фактах коррупции)

Комитет Ивановской области по труду.  8(4932) 30-62-74 — антикоррупционный телефон доверия

Интерактивный портал Комитета Ивановской области по труду

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области  

Телефон доверия 8(4932) 93-68-02   по телефонной линии «Остановим коррупцию» 8(800) 100-12-60

Служба государственного финансового контроля Ивановской области. Телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции – (4932) 48-29-20.

Интернет-приёмная Департамента образования Ивановской области