Программа «Здоровая школа»

Целевая программа

« Школа-территория здоровья»

  Старший воспитатель: Комарова Е.Э.

   2017 -2018 учебный год

Пояснительная записка.

               В ситуации стремительных и непредсказуемых новаций, которые сегодня происходят во всех сферах жизни, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не только физического, но и психологического здоровья детей. Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.

             Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они  приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является  нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой  природе воспитание  раскрывает и приумножает эти видовые резервы  жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе,  разрушает их от поколения к поколению.

          По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального   благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

       Критериями здоровья являются:

  • Соматическое  и физическое здоровье «я могу».
  • Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии  с возрастом и полом.
  • Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.
  • Психическое здоровье — «я хочу».
  • Нравственное здоровье – «я должен».

            Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе  в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания  общества к организации свободного времени школьников ведёт  к самым негативным последствиям. Особенно подвержены отрицательному влиянию дети из неблагополучных семей.

          Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «Формирование экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни» актуально для нашей школы. Педагогический коллектив считает, что только практические  действия могут принести положительный результат. Здоровый и безопасный образ жизни направлений работы педагогического коллектива ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»  является сохранение и улучшение здоровья школьников в рамках школьной программы «»Школа – территория здоровья» Мероприятия по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, медработников, родителей и других заинтересованных организаций.

 Цель программы:

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у обучающихся навыков организации здорового и безопасного  образа жизни посредством развития  здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе, представление всех возможностей школы для формирования  психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого выпускника.

 Задачи:

  1. привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;
  2. обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и оздоровления детей;
  3. формировать у детей через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  4. на основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам здорового образа жизни;
  5. содействовать объединению детей и взрослых, родителей общими делами и интересами через   воспитательные мероприятия;
  6. продолжить систему просветительской работы о здоровом образе жизни с детьми, педагогами, родителями.
  7. развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни , уметь понимать роль человека в природе.
  8. воспитывать экологически правильное поведение детей и взрослых в природе, окружающей среде.

.Прогнозируемый результат:

  • Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение  в жизни выпускник.
  • Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью.
  • Выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый и безопасный образ жизни.
  • Снижение уровня заболеваемости учащихся и педагогов.
  • Формирование здорового образа жизни в семье.
  • Улучшение организации питания учащихся.
  • Повышение качества лечебно-профилактических мероприятий.
  • Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ.
  • Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
  • Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни.

Сроки реализации: сентябрь 2017 года – май 2018 года.

 Участники программы:

  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • педагог – психолог;
  • социальный педагог;
  • администрация
  • учителя – предметники, воспитатели;
  • врач-ФТИЗИАТР, педиатр, медсестры, закреплённые за учреждением;
  • врачи — специалисты (стоматолог, нарколог, гинеколог, хирург, ЛОР, окулист, дерматолог, эндокринолог, невролог, сурдолог);
  • учитель ЛФК;
  • родители.

Педагогические средства:

  • Анкетирование.
  • Тестирование.
  • Методические рекомендации по формированию у школьников гигиенических навыков.
  • Учебные предметы, внеурочная деятельность, формирующие основы здорового образа жизни.
  • Психодиагностика и психокоррекция, мониторинг психического и психофизического здоровья.
  • Школьные мероприятия спортивно-массовой, оздоровительной работы, Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни.
  1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Содержание  работы Сроки Ответственные
1.

Поддержание санитарно-гигиенического режима  в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т.д.)

Выполнение режима дня в школе – интернате.

В течение года

Зам. директора по АХЧ,

 

Воспитатели

2. Эстетическое оформление интерьера класса и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные стенды) Август Заведующие кабинетами и ответственные за спальни
3 Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям (санитарно-гигиеническим, психофизическим; эстетическим) По плану

Директор,

Заведующие кабинетами

4 Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры) Постоянно Заместитель директора по УВР
5

Работа школьной психологической службы: диагностика, организация психоэмоциональной разгрузки учителей и учащихся. Уроки релаксации во всех  классах.

Занятия в комнате релаксации.

Постоянно

Педагог -психолог

 

6 Ведение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни (ЛФК, ОБЖ)   Администрация школы
7 Проведение «здоровых уроков», разнообразие форм проведения уроков. Постоянно

Администрация,

учителя — предметники

8 Подготовка обучающихся к экзаменам как радостному событию. 2-е полугодие Педагог — психолог
9 Проведение мероприятий по охране зрения Повседневно Учителя — предметники
10 Проведение акций по привлечению обучающихся  воспитанников и педагогов к здоровому образу жизни. Годовой план

Ст. воспитатель

Профком

  1. УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОХРАННОСТИ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Содержание работы Сроки Ответственные Система целесообразных форм и мер организации работы
1 Состояние здоровья обучающихся  воспитанников (анализ на основе углублённого осмотра) По плану Школьный медицинский работник.

Педсоветы, родительские собрания, родительские комитеты, где разрабатываются  программы совместной деятельности.

Выступление врача и школьного медицинского работника на педсоветах, родительских собраниях. Индивидуальные консультации о состоянии здоровья детей и рекомендации по его восстановлению.

2

Улучшение качества медицинского обслуживания:

— усовершенствование материальной базы медицинского кабинета

Постоянно

Администрация

 

Совещание при директоре
3

Деятельность медицинских работников: работа с  детьми,              профилактическая работа через беседы, санбюллетени.

— Наблюдение врачей педиатра и фтизиатра, закреплённых за школой

  Школьные медицинские работники  
3 Организация горячего питания Постоянно Администрация Совещания при директоре
4 Профилактическая работа во время эпидемий   Администрация, мед. работник Индивидуальные консультации медицинских работников с педагогами

3.ГИГИЕНИЧЕСКОЕ, САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 

 

Содержание работы

 

Сроки

 

Ответственные

 

Система целесообразных форм и мер организации работы

 

1 Тематические классные часы и беседы в группах «Школа –безопасности» Классные руководители, воспитатели МО воспитателей и классных руководителей
2 Операция « Чистота» 1 раз в четверть

Школьное правительство

социальный педагог

Экран соревнований
3 Организация праздников чистоты и порядка. По плану

Классные руководители

Воспитатели

МО учителей
4 Пропаганда специальной литературы  по здоровому образу жизни.   Библиотекарь Организовать  тематическую выставку в библиотеке

 

5

Организация постоянно действующих лекториев  для родителей по пропаганде здорового образа жизни По плану Классные руководители МО воспитателей и классных руководителей

 

6

Организация оздоровительно-спортивной  работы, формирующей основы здорового образа жизни.

 

 

Руководитель физвоспитания

Воспитатели

Классные руководители

 ОФП

Спортивные часы.

Подвижные игры.

Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

Содержание работы Сроки Ответственные Система целесообразных форм и мер организации работы
1

Результаты тестирования  школьников  6-9 классов по выявлению склонностей к вредным привычкам.

Определение  дальнейшей деятельности  школы.

Ежегодно

Ст. воспитатель

Классные руководители

социальный педагог

Школьное правительство
2

Участие  в антинаркотической акции

« Мир против наркотиков»,

 

 

 

 

месячнике  по ПДД, декаде МЧС

19.11 – Международный день борьбы со СПИДом

1.12 – Международный день борьбы с курением

Октябрь

 

Старший воспитатель

социальный педагог Классные руководители

Воспитатели

— Конкурсы рисунков и плакатов

— Выпуск бюллетеней

— Анкетирование

-Беседы врача – нарколога

— Просмотр фильмов

-Конкурс презентаций

-Игровые программы

3 Лекторий для родителей По плану

Классные руководители

 

социальный педагог

Классные родительские собрания

Круглый стол:

Родители

Педагоги

Врачи – специалисты

4 Цикл бесед по профилактике вредных привычек. «Школа безопасности»

Классные руководители

Воспитатели

 
5 Проведение школьной акции « Школа за здоровый образ  жизни» ноябрь

Зам. директора по УВР

Старший воспитатель

социальный педагог Классные руководители

Воспитатели

Учитель ИЗО

Врач

Учитель физкультуры

Профком

— Выпуск санбюллетеня;

— Конкурс рисунков;

-Встречи с врачами – специалистами;

— Индивидуальные консультации со специалистами.

— Тематические классные часы и беседы в группе.

Спортивный праздник

« Спорт – это жизнь»

Санитарно — просветительная  работа

                                                   Тема Дата

 

1

Оздоровительное значение физкультуры и закаливание организма. Значение утренней гимнастики.

Сентябрь

октябрь

 

2

Гигиена умственного труда:

— режим дня;

— гигиена зрения, чтения, просмотра

телепередач.

 

 

Октябрь,

ноябрь

 

3

Личная гигиена. Предупреждение инфекционных  заболеваний:

— значение и соблюдение правил личной гигиены;

— уход за волосами, их мытье и причесывание;

— выполнение утреннего и вечернего туалета;

— личная гигиена подростка;

— уход за кожей лица;

— глистная инвазия, профилактика заражения;

— значение профилактических прививок.

 

 

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Сентябрь

 

Ноябрь

4

Гигиена питания:

— значения состава пищи;

— режим питания;

— здоровые зубы желудок берегут.

 

Февраль

5

Профилактика травматизма:

— первая помощь при травмах;

— остановка кровотечения;

— наложение шин, повязок;

— обработка ран;

— первая помощь при обморожении;

— первая помощь при ожоге;

— первая помощь при обмороке;

— первая помощь при отравлениях.

 

 

 

 

 

Сентябрь – декабрь

6 Вредные привычки, их предупреждение. Март
7

Специфическая гигиена:

— половое воспитание;

— общий уход за телом в юношеском возрасте;

— культура одежды, мода и здоровье;

— гигиена девушки;

— роль факторов внешней среды в укреплении здоровья;

— гигиенический режим во время болезни.

Январь

Февраль

 

Март

Апрель

Май

Постоянно

           Физкультурно – массовая  оздоровительная работа.

Содержание работы Сроки Ответственные Система целесообразных форм и мер организации работы
1 Анализ занятости детей физкультурой и спортом. Сентябрь январь

Зам. директора по УВР, медицинский работник, учитель физкультуры

Воспитатели

Спортивные часы во внеурочное время
2 Школьные первенства ежемесячно Учитель физкультуры Школьное правительство
3 Спортивно – массовая работа ежемесячно

Зам. директора по УВР

Учитель физкультуры

социальный педагог

— Дни здоровья

— Первенства школы

— Спортивные часы

-Спортивные праздники

4 Проведение «лечебных уроков» постоянно Учителя

— ЛФК

— занятия в тренажёрном зале;

— релаксация;

  1. МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ И СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

 Мониторинг позволит оценить эффективность проводимой работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и внести необходимые коррективы в план дальнейшей деятельности.

Мониторинг проводится по следующим показателям:

1.Количество детей в разных группах здоровья.

2.Количество детей с так называемыми основными видами «школьной патологии»:

— нарушениями зрения;

— расстройствами опорно-двигательного аппарата;

— нервно-психическими нарушениями;

— вегетативными расстройствами;

— патологиями органов пищеварения.

3.Количество дней, пропущенных по болезни.

4.Оценка физической подготовленности 2 раза в год (осень, весна) для всех детей.